Это полезно:





11.11.2019 / Культура

Летающие платья, танцор на пилоне и русские борзые на сцене: в Одесской опере поставили "Le Traviata" Верди

В Одесском национальном академическом театре оперы и балета представили публике премьеру – новую постановку оперы Джузеппе Верди "Le Traviata".

...В Одесской опере давали "Le Traviata" Верди. Над сценой летали бальные платья, обнаженный юноша в "сбруе" в стиле садо-мазо крутился вокруг пилона, на сцену сыпались в большом количестве лепестки белых камелий. Виолетта Валери (Анастасия Голубь) вся в белом возлежала на помосте, занавешенном черной тканью, бесконечно слушала на граммофоне заезженную пластинку и рассматривала кинопроекцию рентгена собственных легких, пораженных туберкулезом… Роман "Дама с камелиями" Александра Дюма-сына, легший в основу оперы "Травиата", впервые был опубликован в 1884 году. Опера Джузеппе Верди поставлена в 1853-м. Граммофон изобретен более чем через 30 лет от постановки, история рентгенологии считается от 1895 года, кинопроектор изобретен примерно тогда же. Легкое недоумение, но напряжем память. "Есть последняя минута, когда человек стоит на грани между жизнью и небытием. Этой минутой и есть наш спектакль от начала до конца. Последние секунды, последний вздох, агония – все спрессовано в несколько мгновений, которые разворачиваются в спектакле "Травиата", – объясняет режиссер-постановщик спектакля Евгений Лавренчук свою концепцию. Выдохнем. Все, что происходит на сцене – предсмертный бред героини. Значит, можно расслабиться. Когда происходит действие – не известно. Может, Виолетта – наша современница, а, может, жила в начале прошлого века. Впрочем, это не важно. Ведь история эта – о любви, а любовь вечна. И сегодня люди любят, страдают, расстаются и – увы! – умирают как 100 и 200 лет назад. Идея представить действие спектакля предсмертным бредом имеет право на жизнь, хоть и не оригинальна. Так ранее другие режиссеры ставили "Травиату", а несколько лет назад "Донбасс-опера" показала в Одессе "Летучего голландца" Рихарда Вагнера в постановке немецкого режиссера Марии Курочки, где все действие было представлено как предсмертный бред Зенды. Смотрим дальше. Бал в доме Виолетты. Последняя сцена. Гости прощаются с хозяйкой, благодарят ее за прекрасный вечер. Поют и… затевают безобразную потасовку. Из-за чего сыр-бор – не поняла. Но потом вспомнила, что это бред, и перестала удивляться. Хотя… Бред бредом, но в театре все должно иметь свой смысл. Вот что хотел сказать постановщик этой сценой? Что свет, в котором вращается героиня (вращается ли? или этой ей привиделось?), груб и безобразен? Конечно, бредом можно объяснить очень многое, например, летающие над сценой платья. Но не все. Например, почему танцев не касалась рука хореографа-постановщика? В постановке два эпизода, в которые режиссер ввел балет. Впечатление, что движения он придумал и показал танцорам за 15 минут до премьеры. Причем появление балета не всегда оправдано и имеет смысл. В первом акте на авансцене объясняются Виолетта и влюбленный в нее Альфред Жермон (Олег Злакоман), а на заднем плане танцует балет. Мало того, что двигаются танцоры кто в лес, кто по дрова, так еще и их практически не видно. Появление балета в этой сцене ничего не добавляет спектаклю, его отсутствие ничего не убавило бы. В третьем действии – бал в доме Флоры – во время песни матадоров девушки в красивых платьях выводят на цепочках обнаженных юношей – "быков". Ну, почти обнаженных. На танцорах плавки, маски быков и "сбруя". Сцена эстетична. Красивые платья дам, красивые фигуры юношей, великолепное исполнение хора. Но тут "быки" начинают танцевать, и все очарование пропадает. Такое понятие как "синхронность" танцорам неведомо. Не говоря уже о том, что танец не выстроен. Затем один из юношей срывается с места подбегает к шесту, установленному на сцене, и начинает вокруг него кружится. Он и на полу танцевать-то толком не может, куда ему на пилон-то? Напомнить, что ли, что танцы на пилоне – не стрип-клуб. Это современный вид спорта на стыке с искусством. Вроде художественной гимнастики. Очень красивый и непростой. Если в театре нет специалистов, способных нормально поставить танец на шесте, обратились бы за помощью в одну из действующих в Одессе секций. Хотя пилон – это еще что. Когда гости расходятся, и на сцене в очередной раз объясняются Виолетта и Альфред, тот же танцор, сбросив с себя все лишнее (в смысле, маску и сбрую), начинает бессмысленно скакать по сцене, а затем падает на диванчик рядом с рыдающей Виолеттой. Чуть позже на этот же диванчик рядом с ней валится Флора, вполне одетая, но пьяная настолько, что не может держаться на ногах. (В начале сцены Флора наливалась вином прямо из бутылки. С какого горя?) Что это? Зачем? Нам показывают предсмертный бред героини, но не режиссера же. Все эти скачки по сцене и падения на диванчик только отвлекают зрителя. Кстати, об отвлекают. Вторая сцена. Альфред вполне героически поет, что сам решит все финансовые проблемы. Поет с таким видом, будто собрался грабить банк. Как минимум. В это время горничная Виолетты Аннина (Анна Бондаренко) выводит на сцену двух великолепных русских борзых. Режиссер забыл, что животных на сцене не переиграешь? Зритель тут же забывает о страданиях Альфреда и его финансовом положении и начинает думать: а выгуляли ли собак до спектакля? А не решат ли они "подпевать"? (Спойлер: ничего этого не произошло. Собачки – опытные актрисы, выступают в "Спящей красавице".) Выведи их на сцену после окончания арии – и вопросов бы не было. Впрочем, отвлекает не только это. В опере задействована масса механизмов. На сцену выезжают декорации, работают мощные вентиляторы, второй акт заканчивается грозой. И вся эта машинерия гремит, скрипит и стучит так, что заглушает оркестр. Правда, зрители верхних ярусов уверяли, что такой эффект был только в партере. Так что же теперь, в партер билеты не брать? Справедливости ради скажу, что невероятно красивой и логично выстроенной была последняя сцена – смерти Виолетты. Сцена затянута черной тканью. На помосте лежит героиня – в белом платье. Другие участники сцены поднимаются на лифтах и появляются на сцене через специальные "карманы" в ткани. Кто они? Реальные люди, пришедшие навестить Виолетту, или призраки, фантомы, рожденные ее гаснущим сознанием? А за окнами бушует парижский карнавал, на сцену выбегают артисты в клоунских нарядах – резкий диссонанс с происходящим в спальне героини. Но откинем всю эту внешнюю мишуру. В конце концов, опера – прежде всего, музыка и вокал. "Le Traviata" – дебют в нашем театре главного дирижера Вячеслава Чернухо-Волича как дирижера-постановщика. И маэстро достойно справился с задачей. Оркестр звучал великолепно. Так же как и хор (хормейстер-постановщик – Валерий Регрут). А вот солисты разочаровали. Ни чистотой звучания, ни эмоциональностью исполнения А. Голубь, О. Злакоман и Роман Страхов (Жорж Жермен) не потрясли. Но спишем это на премьерное волнение. Или на то, что актеры не до конца постигли режиссерскую концепцию. В конце концов, слышали мы этих солистов в других операх, и звучали они там значительно лучше. Современная опера должна быть шоу. Шоу мы и увидели. Другой вопрос – насколько продуманное, логичное и четко выстроенное. Но, если постановщики исправят все недоработки, научатся управляться с декорациями, спектаклю этому, очевидно, суждена долгая и коммерчески успешная жизнь в театре. Инна Кац. Фото Юрия Литвиненко.

По информации: «Вікна-Одеса».
В курсе.



21.02.2022 / Культура

"Ми прагнемо емоційно зігріти дітей": Virtual Film Club пропонує безкоштовне навчання для юних кіноаматорів в Україні

Кіноосвітній проєкт Virtual Film Club, започаткований оргкомітетом Міжнародного дитячого кінофестивалю NEXT та London Film School, пропонує безкоштовне навчання для групи юних шанувальників кіно в Україні.
19.01.2022 / Культура

В Одесском оперном театре рассказали о планах на год

В этом году в Одесском национальном академическом театре оперы и балета планируют обновить некоторые старые спектакли и поставить ряд новых.
19.01.2022 / Культура

Одесская опера приглашает на "Зимний променад"

С 22 января по 18 февраля в Одесском национальном академическом театре оперы и балета пройдет III международный фестиваль "Зимний променад".
17.12.2021 / Культура

Одесский художественный музей передан государству

Одесский национальный художественный музей передан из областной коммунальной собственности в государственную. Решение принято на сегодняшнем пленарном заседании IX сессии облсовета.
17.12.2021 / Культура

Одесской филармонии присвоено имя великого скрипача-одессита

Одесской областной филармонии присвоено имя великого скрипача-одессита Давида Ойстраха. Соответствующее решение было принято на сегодняшнем пленарном заседании IX сессии облсовета.
02.12.2021 / Культура

"Изумрудный город" в Одесской опере: премьера обновленной версии

В субботу, 4 декабря, в Одесском национальном академическом театре оперы и балета состоится премьера обновленной версии оперы-сказки для всей семьи "Изумрудный город".
01.12.2021 / Культура

Объявлены даты проведения XIII Одесского международного кинофестиваля

XIII Одесский международный кинофестиваль состоится с 23 по 30 июля 2022 года. Об этом сообщили организаторы на официальном сайте ОМКФ.
23.11.2021 / Культура

Одесский музей современного искусства переезжает. На его месте будет консульство Турции

Музей современного искусства Одессы останавливает свою работу в здании по адресу ул. Леонтовича, 5 и переезжает на территорию бывшего Завода шампанских вин на Французском бульваре, 36.
10.11.2021 / Культура

Из сказочного сада – в знойную Испанию: премьера "Жар-птицы" и "Болеро" в Одесской опере

Репертуар Одесского национального театра оперы и балета пополнился еще одним великолепным спектаклем – двумя одноактными балетами "Жар-птица" на музыку Игоря Стравинского и "Болеро" Мориса Равеля.
05.11.2021 / Культура

В Одессе обсудят вопрос присвоения Художественному музею имени Александра Ройтбурда

Вопрос о присвоении Одесскому национальному художественному музею имени его руководителя Александра Ройтбурда стал предметом общественного обсуждения.
29.10.2021 / Культура

"Короткие ночи, долгие дни": в Одессе презентовали будущий фильм

Режиссер Семен Горов и сценарист Валерий Пузик завершают работу над черновым вариантом сценария приключенческого фэнтези-мюзикла под рабочим названием "Короткие ночи, долгие дни".
25.10.2021 / Культура

В Одесском украинском театре представили "Золотого теленка"

В Одесском академическом украинском музыкально-драматическом театре им. В. Василько поставили "Золотого теленка" по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова, передает корреспондент агентства "Вікна-Одеса".
18.10.2021 / Культура

В Одессе проходит выставка работ Александра Ройтбурда

В Одесском национальном художественном музее открылась выставка "Рой. К шестидесятилетию Александра Ройтбурда", передает корреспондент информационного агентства "Вікна-Одеса".
14.10.2021 / Культура

Одесский художественный музей стал национальным

Одесский художественный музей получил статус национального. Соответствующий указ, подписанный Владимиром Зеленским, опубликован сегодня на официальном сайте президента Украины.
13.10.2021 / Культура

"Со мной станцует танго венский стул": в Одесской музкомедии – премьера мюзикла "12 стульев"

В Одесском академическом театре музыкальной комедии им. М. Водяного представили премьеру "мистического трагифарса" – мюзикла "12 стульев", передает корреспондент информационного агентства "Вікна-Одеса".
08.10.2021 / Культура

В Одессе представят творческий проект к 60-летию Александра Ройтбурда

14 октября исполняется 60 лет с дня рождения Александра Ройтбурда – одного из известнейших украинских художников, директора Одесского художественного музея.
05.10.2021 / Культура

Одесская Музкомедия покажет "мистический трагифарс" "12 стульев"

10, 11 и 23 октября в Одесском академическом театре музыкальной комедии им. М. Водяного состоится первая премьера юбилейного 75-го сезона. Ею станет спектакль по роману И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев".
21.09.2021 / Культура

Завтра откроется VII Международный одесский литературный фестиваль

С 22 по 26 сентября пройдет VII Международный одесский литературный фестиваль. Он организован в сотрудничестве с Одесским академическим музыкально-драматическим украинским театром имени Василько.
15.09.2021 / Культура

Назначена исполняющая обязанности директора Одесского художественного музея

Временно исполняющей обязанности директора Одесского художественного музея назначена Александра Ковальчук, ранее работавшая заместителем руководителя учреждения.
15.09.2021 / Культура

Нацбанк согласился передать часть здания Одесскому художественному музею

Национальный банк Украины согласился передать во временное пользование Одесскому художественному музею помещения на улице Ришельевской, где ранее размещалось представительство НБУ.

Все новости: