Это полезно:





10.11.2021 / Культура

Из сказочного сада – в знойную Испанию: премьера "Жар-птицы" и "Болеро" в Одесской опере

Репертуар Одесского национального театра оперы и балета пополнился еще одним великолепным спектаклем – двумя одноактными балетами "Жар-птица" на музыку Игоря Стравинского и "Болеро" Мориса Равеля.

И хотя театр из-за локдауна пока не работает, и два премьерных показа прошли без зрителей, журналистов пустили в зрительный зал и разрешили пообщаться с постановочной группой. "Жар-птица" "Что за премьера? – скажет "топовый поклонник" театра, не пропускающий ни одного спектакля и знающий наизусть весь репертуар. – Стравинского на одесской сцене поставили еще в 2013-м". И будет прав. И неправ одновременно. Действительно, два одноактных балета на музыку И. Стравинского – "Жар-птицу" и "Весну священную" – поставили и показали на II Международном фестивале искусств в Одесской опере. Но с тех пор, по ряду объективных причин, постановка исчезла со сцены театра. И вот теперь было решено возобновить "Жар-птицу". По словам балетмейстера-постановщика Георгия Ковтуна, концепция спектакля не поменялась. – Хореография немного усилилась, потому что время вносит свои коррективы. То, что было раньше, мне уже неинтересно. Я добавил новые поддержки, новые движения. Тем более, что в театре появилась пара молодых исполнителей (Даниил Пащук и Анастасия Черняк), у которых есть сила, есть желание работать. Когда видишь молодой материал, с которым можешь работать, как с гибким пластилином, появляются новые идеи, – говорит постановщик. Основные изменения в спектакли связаны с образом Кощея Бессмертного. В первой постановке его танцевали два артиста – один сидел на спине у другого. Это было очень неожиданное и интересное решение. Получалось воплощение абсолютного зла и абсолютного ужаса – многоголового, многорукого и многоногого. Танцоры то сплетались, образуя жутковатого паука, то разбегались по разным концам сцены. При восстановлении спектакля оказалось, что повторить это невозможно. По словам заведующего балетной труппой Гарри Севояна, "не каждый артист выдержит носить на себе мужчину". Поэтому постановщик переделал партию Кощея на одного танцора. Правда, из-за карантина и невозможности нормально репетировать пришлось эту сложную партию разделить на двух артистов. Первое действие танцует один, второе – другой. На втором премьерном показе эту партию станцевали Павел Гриц и Денис Черняк. В новой постановке Кощей получился вполне традиционный, привычный нам по многочисленным сказкам. О чем танцуют? Балет поставлен по либретто знаменитого хореографа начала ХХ в. Михаила Фокина в редакции Г. Ковтуна. В волшебном саду, где зреют золотые яблоки, обитают прекрасные птицы во главе с самой прекрасной Жар-птицей. Но всем понятно, что никакие это не пернатые, а красны девицы, заколдованные Кощеем Бессмертным. В этот сад забредает Иван-царевич, который сразу же влюбляется в Жар-птицу. Злобный же Кощей постоянно путается у влюбленных под ногами и подсовывает им золотые яблоки, ясное дело, отравленные. Жар-птица, дабы спасти возлюбленного и показать ему, что нельзя яблоки есть, надкусывает одно и засыпает волшебным сном. Царевич отправляется в царство злого монстра, сотворившего все это непотребство, и сражаясь с ним и его войском – пауками и летучими мышами, добывает яйцо, в котором спрятана смерть Кащея, разбивает, снимая тем самым заклятье с любимой и ее подруг. В "Жар-птице" традиционно объединяется классическая (линия Жар-птицы и Ивана-царевича) и современная (линия Кощея) хореография. Но, по словам Г. Севояна, Ковтун – это своя хореография, не привязанная ни к одному определенному направлению". – В театрах всего мира сегодня звучит Стравинский. Это как экзамен. Дирижер, продирижировавший "Весну священную" и "Жар-птицу". считается прекрасным дирижером. Его могут взять в любой театр. Балет, станцевавший это, вырос на голов пять-шесть. Там же каждый такт меняется счет, меняется ритм. Станцевать Стравинского – это показатель профессионализма, – говорит сам постановщик. Но балет справился с непростой задачей на самом высоком уровне. Анастасия Черняк – гибкая, нежная, пластичная. Даниил Пащук – мужествен и романтичен. Несмотря на юный возраст, танцоры показали высокий профессионализм. Они танцуют так легко, что зрителю не видно, какой это тяжкий труд. – В этом балете тяжелая хореография, были очень короткие сроки для подготовки, но, в целом, это хороший опыт, – говорит Настя. – …И очень полезный. После этого балета можно спокойно выйти в любом другом и все сделать, даже не запыхавшись, – вторит ей Даниил. Жаль, что пока не удается восстановить "Весну священную". Это связано с тем, что в театре сегодня не хватает мужского состава такого уровня, чтобы можно было осуществить эту масштабную и сложную постановку. Но Г. Ковтун и главный дирижер театра Вячеслав Чернухо-Волич не теряют надежды. "Болеро" Второй балет чуть более чем на 20 минут переносит зрителя в солнечную Испанию. – Признаюсь честно, поставить этот балет – не моя идея, а директора театра Надежды Бабич. Она сказала, что хочет поработать с мной и давно мечтает о "Болеро". Ну, а мне только скажи… Сегодня во всем мире исчезает характерный танец. Он остался только в дивертисментной форме в некоторых балетах. И мне стало очень грустно, почему этот танец исчезает? Есть народные танцы, есть классический балет. А характерный танец – он между народным и классическим. И мне хотелось возродить эту традицию на балетной сцене… Я благодарен театру за то, что пошел мне навстречу. Да, было трудно, да, было необычно. Но я уже смотрю по зрителям, по публике – успех огромный. Мне самому хочется смотреть этот спектакль, – рассказывает Г. Ковтун. Первый раз балет в концертном исполнении прошел во время балетного гала на фестивале "Бархатный сезон-2021". Танцевали три солиста. Для исполнения на сцене балетмейстер добавил кордебалет, что сделало спектакль более зрелищным и волнующим. О чем танцуют? Изначально Г. Ковтун планировал поставить историю "Инфанта и шут". Но в процессе работы она трансформировалась в чистый любовный треугольник без финала. Прекрасная сеньора (Екатерина Бурдик), гадая перед зеркалом на мужчину, то ли случайно, то ли из жадности, наворожила себе сразу двух (Дмитрий Шарай и Владимир Статный). А благородные идальго, завидев соперника, тут же учиняют дуэль. По счастью, в данном случае – танцевальную. Кто выйдет из нее победителем? Оба кабальеро так темпераментны и хороши, что даме предстоит непростой выбор. Я бы не взялась ей что-то советовать... – Болеро – очень сложный для кордебалета спектакль. Задействовано почти 50 человек, на протяжении более чем 20 минут никто не уходит со сцены. И у каждого свои движения, немного своя хореография, свои направления. Если один человек выбывает, его сложно заменить. Чтобы вывести кордебалет в 50 человек, работало одновременно 80, – рассказывает Г. Севоян. У солистов основная нагрузка легла на хрупкие плечи Екатерины Будрик. Она также почти все время находится на сцене. – Работать было очень интересно, как всегда с Георгием Анатольевичем. Тяжело, но, когда вливаешься в его хореографию, получаешь удовольствие. Это характерная хореография, здесь нужно показывать эмоции, давать другую пластику, не ту, к которой мы привыкли, – объясняет она. – С Ковтуном всегда работается интересно, четко, мощно, сильно. Он интересный человек, творческий. Он не дома готовится, ему приходят идеи в тот момент, когда он начинает ставить. Работа была напряженная, некогда расслабиться, – добавил Дмитрий Шарай. Владимир Статный работает с этим постановщиком уже третий раз. Первый был в 2005 году в Кишиневе. Затем – в 2013-м в Одессе, "Весна священная". Но он тоже уверяет: к хореографии Г. Ковтуна невозможно привыкнуть: – Ковтун нас всегда удивляет. В "Болеро" совершенно неожиданный темп. "Болеро" – зрелище очень необычное, завораживающее. Четкий размеренный ритм, задаваемый ударными, выверенные движения танцоров, яркие костюмы. Постановщик в этом спектакле одновременно – художник. Он объединяет цвет и хореографию, на сцене происходит, по сути, борьба цветов. Дирижером-ассистентом на обеих постановках выступил Виталий Ковальчук. – Сегодня у меня премьера. Обе постановки – безумно интересно, яркая, эмоциональная, захватывающая музыка. Она не оставляет равнодушным никого, кто к ней причастен, – делится он своими переживаниями. По словам В. Ковальчука, каждый дирижер со студенческих лет мечтает дирижировать Стравинского. Это как экзамен на творческую зрелость. Но не каждому везет осуществить мечту. – Это математически выстроенная до мелочей партитура. Нужно вовремя сыграть, музыканты должны слышать соседа, вовремя вступить, подхватывать друг друга. Если кто-то один не справится, может рухнуть вся структура, – раскрывает он профессиональные тайны. – Что же касается "Болеро", то оно интересно тем, что на одном ритме выстроено произведение до невероятной кульминации. Одна тема проходит через все произведение. Оба балета требуют расширенного состава оркестра. Пришлось добавить духовые и ударные. Не все музыканты поместились в оркестровую яму. В ближайшие к сцене ложи посадили дополнительные ударные. Это, конечно же, создало дополнительные трудности для дирижера, поскольку нужно было привыкнуть к такой посадке. Но оркестр справился на отлично. – Сегодня я не почувствовал, что кто-то не ловит ритм, не идет вместе с оркестром. Музыканты хорошо справились. Все были очень увлечены игрой, – добавил дирижер. Инна КАЦ. Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

По информации: «Вікна-Одеса».
В курсе.



21.02.2022 / Культура

"Ми прагнемо емоційно зігріти дітей": Virtual Film Club пропонує безкоштовне навчання для юних кіноаматорів в Україні

Кіноосвітній проєкт Virtual Film Club, започаткований оргкомітетом Міжнародного дитячого кінофестивалю NEXT та London Film School, пропонує безкоштовне навчання для групи юних шанувальників кіно в Україні.
19.01.2022 / Культура

В Одесском оперном театре рассказали о планах на год

В этом году в Одесском национальном академическом театре оперы и балета планируют обновить некоторые старые спектакли и поставить ряд новых.
19.01.2022 / Культура

Одесская опера приглашает на "Зимний променад"

С 22 января по 18 февраля в Одесском национальном академическом театре оперы и балета пройдет III международный фестиваль "Зимний променад".
17.12.2021 / Культура

Одесский художественный музей передан государству

Одесский национальный художественный музей передан из областной коммунальной собственности в государственную. Решение принято на сегодняшнем пленарном заседании IX сессии облсовета.
17.12.2021 / Культура

Одесской филармонии присвоено имя великого скрипача-одессита

Одесской областной филармонии присвоено имя великого скрипача-одессита Давида Ойстраха. Соответствующее решение было принято на сегодняшнем пленарном заседании IX сессии облсовета.
02.12.2021 / Культура

"Изумрудный город" в Одесской опере: премьера обновленной версии

В субботу, 4 декабря, в Одесском национальном академическом театре оперы и балета состоится премьера обновленной версии оперы-сказки для всей семьи "Изумрудный город".
01.12.2021 / Культура

Объявлены даты проведения XIII Одесского международного кинофестиваля

XIII Одесский международный кинофестиваль состоится с 23 по 30 июля 2022 года. Об этом сообщили организаторы на официальном сайте ОМКФ.
23.11.2021 / Культура

Одесский музей современного искусства переезжает. На его месте будет консульство Турции

Музей современного искусства Одессы останавливает свою работу в здании по адресу ул. Леонтовича, 5 и переезжает на территорию бывшего Завода шампанских вин на Французском бульваре, 36.
05.11.2021 / Культура

В Одессе обсудят вопрос присвоения Художественному музею имени Александра Ройтбурда

Вопрос о присвоении Одесскому национальному художественному музею имени его руководителя Александра Ройтбурда стал предметом общественного обсуждения.
29.10.2021 / Культура

"Короткие ночи, долгие дни": в Одессе презентовали будущий фильм

Режиссер Семен Горов и сценарист Валерий Пузик завершают работу над черновым вариантом сценария приключенческого фэнтези-мюзикла под рабочим названием "Короткие ночи, долгие дни".
25.10.2021 / Культура

В Одесском украинском театре представили "Золотого теленка"

В Одесском академическом украинском музыкально-драматическом театре им. В. Василько поставили "Золотого теленка" по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова, передает корреспондент агентства "Вікна-Одеса".
18.10.2021 / Культура

В Одессе проходит выставка работ Александра Ройтбурда

В Одесском национальном художественном музее открылась выставка "Рой. К шестидесятилетию Александра Ройтбурда", передает корреспондент информационного агентства "Вікна-Одеса".
14.10.2021 / Культура

Одесский художественный музей стал национальным

Одесский художественный музей получил статус национального. Соответствующий указ, подписанный Владимиром Зеленским, опубликован сегодня на официальном сайте президента Украины.
13.10.2021 / Культура

"Со мной станцует танго венский стул": в Одесской музкомедии – премьера мюзикла "12 стульев"

В Одесском академическом театре музыкальной комедии им. М. Водяного представили премьеру "мистического трагифарса" – мюзикла "12 стульев", передает корреспондент информационного агентства "Вікна-Одеса".
08.10.2021 / Культура

В Одессе представят творческий проект к 60-летию Александра Ройтбурда

14 октября исполняется 60 лет с дня рождения Александра Ройтбурда – одного из известнейших украинских художников, директора Одесского художественного музея.
05.10.2021 / Культура

Одесская Музкомедия покажет "мистический трагифарс" "12 стульев"

10, 11 и 23 октября в Одесском академическом театре музыкальной комедии им. М. Водяного состоится первая премьера юбилейного 75-го сезона. Ею станет спектакль по роману И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев".
21.09.2021 / Культура

Завтра откроется VII Международный одесский литературный фестиваль

С 22 по 26 сентября пройдет VII Международный одесский литературный фестиваль. Он организован в сотрудничестве с Одесским академическим музыкально-драматическим украинским театром имени Василько.
15.09.2021 / Культура

Назначена исполняющая обязанности директора Одесского художественного музея

Временно исполняющей обязанности директора Одесского художественного музея назначена Александра Ковальчук, ранее работавшая заместителем руководителя учреждения.
15.09.2021 / Культура

Нацбанк согласился передать часть здания Одесскому художественному музею

Национальный банк Украины согласился передать во временное пользование Одесскому художественному музею помещения на улице Ришельевской, где ранее размещалось представительство НБУ.
10.09.2021 / Культура

Одесситам покажут шедевры немого кино

Сегодня в Одессе начинает свою работу Х юбилейный фестиваль немого кино и современной музыки "Немые ночи". Он продлится 11-12 сентября.

Все новости: