Это полезно: |
04.06.2021 / Культура
В Одесском ТЮЗе поставили антиутопию для подростков и их родителейНе знаю, замечали ли вы, но мировая драматургия обходит своим вниманием значительный пласт потенциальных театральных зрителей – возрастную категорию 13+ или попросту подростков. Тех, кому детские спектакли о зверушках, волшебниках и принцессах уже неинтересны, а взрослые, с их скучными взрослыми проблемами, еще неинтересны. У подростков свой мир, свои проблемы и страхи. Их раздирают на части эмоции, о которых общество не хочет говорить открыто и которые ребят заставляют подавлять. С родителями и учителями невозможно найти общий язык, и весь мир кажется чужим и враждебным. И кто сказал, что подросткам легко живется? Одесский ТЮЗ, по словам директора театра Оксаны Бурлай-Питеровой, постоянно находится в поиске репертуара для зрителей этой возрастной категории. Театр хочет говорить с ними на их языке, ставить спектакли для подростков на современном материале. Более того, ТЮЗ ищет пьесы, постановки по которым дети могут посмотреть вместе с родителями. Задача театра – заставить детей и взрослых разговаривать, попытаться понять друг друга. Таким в январе 2019 года стал спектакль "Красная каска" по пьесе Керен Климовски. И вот теперь – новая постановка. Антиутопия Ольги Анненко "Present Perfect" была создана в рамках Лаборатории современной украинской драматургии, организованной НСТДУ осенью прошлого года. Поставила спектакль молодой киевский режиссер Полина Коробейник. "2073 год, 1973-й или 1773-й – базовые проблемы остаются теми же. Отношения между родителями и детьми, между поколениями. Как им добиться взаимопонимания, услышать друг друга. Это очень важно, это – путь к счастью. Эти проблемы мы поднимаем в спектакле", – говорит Полина. …Если бы пандемии коронавируса не было бы, Ольга Анненко ее выдумала бы. Действие пьесы и спектакля происходит в 2073 году, в "постковидном" мире. Мир этот значительно изменился. Коронавирус уничтожил большую часть населения земли, и, что самое страшное, большинство женщин потеряли способность рожать детей – то ли как последствие болезни, то ли как побочное действие вакцины от вируса. Вынашивать детей приходится немногочисленным суррогатным матерям-украинкам, немногим сохранившим репродуктивные функции. Но эти женщины, родив, отказывались отдавать детей их настоящим родителям. И тогда люди изобрели роботов-аистов, вынашивающих детей. Людей же, когда они достигают половой зрелости, стерилизуют, "обнуляют", оставляя их биоматериал для дальнейшего размножения. Девочек клонируют, а генный материал мальчиков смешивают с ДНК выдающихся женщин ХХ столетия. Вынашивать и рожать детей на Земле будущего считается "фу-фу". Да и люди изрядно потрудились на голубом шарике. Теперь здесь и погулять не выйдешь: или песчаная буря накроет, или метеоритами завалит. Поэтому живут все в бункерах. Да и растительности на Земле не осталось, а случайно выросший цветок чертополоха становится настоящим чудом. И потому все мечтают улететь на луну, где можно гулять между морей и кратеров. Правда, никто не умирает – потому что в каждой семье есть специальный принтер, печатающий новые органы вместо "изношенных". И живут люди по странным правилам, неукоснительное выполнение которых контролируют роботы. Например, по сигналу все должны надевать очки виртуальной реальности и смотреть позитивные новости. Если громко смеяться, то семья получает дополнительные пункты к рейтингу. Если не выполнять правила – например, попытаться не отдать ребенка на "обнуление" – пункты снимут, вплоть до запрета пользоваться принтером для печати органов. Принцип достижения счастья в этом перевернутом мире сформулировал один из роботов-аистов: "Якщо хочеш бути щасливим, не оглядайся на past, не хвилюйся про future, сконцентруйся на житті in present. Meet you present perfect". В этой фантасмагорической реальности живет украинская семья Пилипенко: отец Алтын (Алексей Межевикин), мать Надя (Тереза Зарубекова) и дети Тарас (Сергей Черноиваненко) и Орыся (Татьяна Полякова). А еще есть Сашенька (Олеся Русинова) – первая любовь Тараса. Она выиграла в лотерею мун-карту и улетела на Луну, куда зовет к себе Тараса. Но тот не решается оставить родителей и сестру. За тем, чтобы Пилипенки строго придерживались правил, следит робот Виктория (Злата Скальская)… Молодые актеры признались, что им пришлось вспомнить себя такими, как они были всего несколько лет назад. Не в том ли проблема, что мы, взрослея, забываем себя-подростков, со всеми страхами переходного возраста? Перед изменяющимся телом, новыми чувствами, эмоциями, желаниями? Когда весь мир, кажется, ополчился против тебя, и невозможно найти общий язык даже с самыми близкими людьми. Пьеса написана на украинском языке. Но по просьбе одесского театра драматург перевела роли взрослых персонажей на русский. "Наши юные зрители прекрасно понимают украинский, а вот их родители говорят, что им сложно смотреть украиноязычные спектакли", – объяснила руководитель ТЮЗа. Изменения оказались очень удачными: двуязычие усилило, обострило конфликт, заложенный в пьесе. Теперь герои говорят на разных языках – в прямом и переносном смысле. И, что самое обидное, они и не хотят говорить на одном языке. "Стара я в 95 лет язык учить", – ворчит Надя. На вопрос, как ей работалось над ролью, Олеся Русинова ответила словами своей героини: "Необычно, но приятно". По ее словам, ей пришлось "заглянуть в себя". И от увиденного актрисе стало "больно и грустно". А Злата Скальская, чтобы постичь своего персонажа, даже писала сочинение на тему "Каким я вижу робота 2073 года". "Я не относилась к роботам как к машинам. Потому что у нас сейчас идет роботизация общества. Мы используем много искусственного интеллекта, многие профессии заменяем ботами. И люди также становятся роботами: одни и те же фразы, одни и те же жесты. Чтобы не стать роботом, нужно смотреть в себя, вспоминать свою человеческую природу и каждый день искать путь к взаимопониманию", – объясняет свою позицию Полина Коробейник. Героям спектакля приходится заглядывать в себя, искать и находить ответы на многие вопросы. Они – и вместе с ними зрители – узнают, что болеть и любить может и искусственное сердце, что в войну весело рубиться на компьютере, а в реальной жизни – это страшно и отвратительно, можно погибнуть, а запасной жизни нет. Что никакая Луна с ее морями и кратерами не сравнится с лугом, покрытым полевыми цветами, что нет выше счастья, чем выносить и родить ребенка, настоящего, а не клонированного. И нет ничего дороже взаимопонимания и поддержки близких людей. "Мы смело и метафорично поднимаем вопросы, о которых не принято говорить со сцены, вопросы человеческой природы, физиологии", – рассказывает режиссер. Футуристический мир на сцене создала киевская художница Алена Штепура. Она же – автор костюмов. По словам Алены, в костюмах она пыталась передать внутренний мир героев. Так, роботов художница поставила на котурны. Ведь они выше людей. У Виктории, например, рейтинг 913. Это почти вдвое больше, чем у любого из членов семьи Пилипенко. "Все проявления чувств в зале во время спектакля приветствуются. Гнев, слезы, смех. Не бойтесь смеяться. Смех – не от лукавого, смех – от Бога", – призывает Полина. Не бойтесь своих чувств и эмоций. И будущее будет совершенным! Инна КАЦ. Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО. В курсе.
21.02.2022 / Культура
"Ми прагнемо емоційно зігріти дітей": Virtual Film Club пропонує безкоштовне навчання для юних кіноаматорів в Україні
19.01.2022 / Культура
В Одесском оперном театре рассказали о планах на год
19.01.2022 / Культура
Одесская опера приглашает на "Зимний променад"
17.12.2021 / Культура
Одесский художественный музей передан государству
17.12.2021 / Культура
Одесской филармонии присвоено имя великого скрипача-одессита
02.12.2021 / Культура
"Изумрудный город" в Одесской опере: премьера обновленной версии
01.12.2021 / Культура
Объявлены даты проведения XIII Одесского международного кинофестиваля
23.11.2021 / Культура
Одесский музей современного искусства переезжает. На его месте будет консульство Турции
10.11.2021 / Культура
Из сказочного сада – в знойную Испанию: премьера "Жар-птицы" и "Болеро" в Одесской опере
05.11.2021 / Культура
В Одессе обсудят вопрос присвоения Художественному музею имени Александра Ройтбурда
29.10.2021 / Культура
"Короткие ночи, долгие дни": в Одессе презентовали будущий фильм
25.10.2021 / Культура
В Одесском украинском театре представили "Золотого теленка"
18.10.2021 / Культура
В Одессе проходит выставка работ Александра Ройтбурда
14.10.2021 / Культура
Одесский художественный музей стал национальным
13.10.2021 / Культура
"Со мной станцует танго венский стул": в Одесской музкомедии – премьера мюзикла "12 стульев"
08.10.2021 / Культура
В Одессе представят творческий проект к 60-летию Александра Ройтбурда
05.10.2021 / Культура
Одесская Музкомедия покажет "мистический трагифарс" "12 стульев"
21.09.2021 / Культура
Завтра откроется VII Международный одесский литературный фестиваль
15.09.2021 / Культура
Назначена исполняющая обязанности директора Одесского художественного музея
15.09.2021 / Культура
Нацбанк согласился передать часть здания Одесскому художественному музею
|
Все новости: |