Это полезно:





06.06.2013 / Культура

Одесский оперный: четыре премьеры одного фестиваля

Если в Одессе штормовое предупреждение еще актуально, то для II Международного фестиваля искусств в Одесском национальном академическом театре оперы и балета самые большие треволнения уже позади.

Нет, это не значит, что фестиваль закончился. Но, за исключением многострадальной "Турандот" (истинные поклонники театра историю интриг вокруг этой постановки помнят хорошо) от режиссёра-постановщика Кристиана фон Гётца и художника-постановщика Лены Брексендорфф (Германия), остальные фестивальные вечера обещают быть вполне классическими. Безусловно — интересными, качественными, с потрясающими солистами, но без вкусовых потрясений. А за плечами второго (и, будем честны, скорее, по политическим мотивам, внеочередного) фестиваля искусств в Одесской опере — четыре разноплановых премьеры, о которых критика то громче, то тише высказывается на разные голоса. Ураган, не позволивший фестивалю стартовать в положенный срок опен-эйр, "подарил" честь открытия потрясающей музыке Игоря Стравинского. Тем самым, было отмечено не только начало одесского праздника искусств, а и 100-летие премьеры "Весны священной". Два одноактных балета – "Весна священная" и "Жар-птица" Стравинского вызвали у публики шквал восторгов. Надо признать, для местной сцены не свойственны ни пластика, предложенная постановщиком Георгием Ковтуном, ни (до недавнего времени) такой исполнительский уровень. Впрочем, есть и вопросы. Откуда в балете по мотивам русской сказки появились два Кащея, то слитых воедино, то распадающихся и роняющих заветное яйцо? Почему у Кащеев, что по сути скелеты, столь выразительная паучья пластика? Зачем подменять 100-летний балет почти цирковыми трюками? Это все о "Жар-птице". К "Весне священной" лично у меня претензий меньше. За исключением, пожалуй, финала. Это как в российских сериалах: вначале авторы несколько долгих сезонов плетут интриги со стрельбой и любовью, а потом за одну серию всех или женят, или убивают. Тут тоже "все умерли". Но про это мы смутно догадываемся, потому что на сцене Юноша и Возлюбленная просто невзначай теряются в массовке. Как-то смазано и несерьезно. Но это – придирки эстетов-перфекционистов, а у театра случилась громкая премьера-открытие с авангардной постановкой, красочными костюмами, прекрасной музыкой и ПОТРЯСАЮЩИМ оркестром под управлением главного дирижера театра, народного артиста Республики Молдова Александру Самоилэ. Тут остановлюсь особо. Пару лет назад сын моей подруги (тот самый эстет-перфекционист, который заметит любую шероховатость), посетив "Травиату", разочарованно диагностировал театру (вернее, его оркестру и вокалистам) "преступную и беспросветную провинциальность без надежды на прорыв". Через некоторое время, придя с партитурой на ту самую "Турандот", которую одесский зритель увидит в рамках нынешнего фестиваля, он великодушно отметил, что "оркестр сделал большой шаг в развитии, хор вселяет оптимизм, да и с солистами можно работать". При этом сценография осталась без внимания, потому что наш "зритель" весь спектакль сверял музыку с нотным оригиналом, оценивая, насколько дирижер упростил произведение Дж. Пучинни под возможности местного коллектива. И вот теперь мы таки видим тот самый нежданный прорыв, когда звукоизвлечение перерождается в волшебство. И тогда можно даже закрыть глаза и бесконечно наслаждаться композиторским гением. Так уже было на "Вселенной Вагнера", не имеющей отношения к фестивалю, но наглядно показавшей потенциал оркестра. Так было на балетах Стравинского, и – о, чудо! – так произошло на опен-эйре Карла Орфа. В моем "банке впечатлений" две Carmina Burana — минская, отработанная многими годами на сцене Национального академического театра оперы и балета Республики Беларусь, и наша, премьерная. Сам Орф в 1937 году, после премьеры кантаты писал своему издателю: "Всё, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, можете уничтожить. С Carmina Burana начинается мое собрание сочинений". Минский театр использует постановку и либретто хореографа, Народного артиста СССР и Беларуси, лауреата Госпремии Республики Беларусь Валентина Елизарьева – первого, кто перевел концертное исполнение на язык пластики, подарив кантате Орфа сценическую жизнь. Одесской Carmina Burana жизнь подарил режиссёр-постановщик, заслуженный деятель искусств России Валерий Раку, известный публике по постановкам на открытых площадках – массовым и зрелищным. Это две разные Carmina Burana. Та, минская, была сценической, более камерной. Партии Поэта, Влюбленной, Блудницы и Аббата были узнаваемы и объемны. Хор был штучный, ваганты, их подруги, монахи и грешницы рисовали образы Средневековья тонко, филигранно. В Одессе, подле Морского музея образы Средневековья оживали на заднике, являя публике творения художников той эпохи. И, надо сказать, эта, техническая часть постановки (особенно учитывая ураган перед премьерой) тоже была исполнена филигранно точно. Наверное, с учетом уличного действа для почти тысячи зрителей, хореографии тоже можно отдать должное. Но мне в этом смысле все же милее минский вариант. А вот хоры (театральный и детский хор "Жемчужины Одессы"), оркестр и солисты (Надежда Сычук (сопрано), заслуженный артист Украины Владислав Горай (тенор), Александр Стрюк (баритон) – выше всяких похвал. Это уже тот уровень, который можно показывать на зарубежных фестивалях, не боясь уронить лицо театра. Еще одна приятная премьера — "Алкид" Дмитрия Бортнянского. Эта опера была написана для солиста-кастрата, а позже считалась утерянной. В Одесском оперном роль Алкида исполнила Заслуженная артистка Украины Ирина Берлизова. Причем, солистка не только справилась с вокальной частью, но и мужскую пластику передала достойно. Не уверена, что эта опера будет часто встречаться в репертуаре нашего театра, но она, как и презентованная прежде "Служанка-госпожа", безусловно, может стать изюминкой, подаваемой публике на малой сцене "Бельэтаж". Для премьеры школа им. Столярского даже одолжила театру настоящий клавесин! Премьеру "Алкида" нельзя в полной мере считать спектаклем, т.к., по признанию дирижера-постановщика Оксаны Лынив, это концертная версия с некими вкраплениями сценографии для того, чтоб "опера обрела зрелищность". Зрители подарок оценили и встретили постановку овациями. Ну и, завершая беглый обзор премьер фестиваля, нельзя не упомянуть о костюмах. Крымская художник по костюмам Злата Цирценс, Елена Лесникова и наш Сергей Васильев добавили премьерам зрелищности. Остается только поражаться самоотверженности всех, кто задействован в этом празднике искусств, ведь коллектив театра подготовил фестиваль всего за полгода. Тем приятнее, что одесситы с честью прошли это испытание. Наталья Шестакова, клуб журналистов "Ять", фото Олега Владимирского.

По информации: «Вікна-Одеса».
В курсе.



21.02.2022 / Культура

"Ми прагнемо емоційно зігріти дітей": Virtual Film Club пропонує безкоштовне навчання для юних кіноаматорів в Україні

Кіноосвітній проєкт Virtual Film Club, започаткований оргкомітетом Міжнародного дитячого кінофестивалю NEXT та London Film School, пропонує безкоштовне навчання для групи юних шанувальників кіно в Україні.
19.01.2022 / Культура

В Одесском оперном театре рассказали о планах на год

В этом году в Одесском национальном академическом театре оперы и балета планируют обновить некоторые старые спектакли и поставить ряд новых.
19.01.2022 / Культура

Одесская опера приглашает на "Зимний променад"

С 22 января по 18 февраля в Одесском национальном академическом театре оперы и балета пройдет III международный фестиваль "Зимний променад".
17.12.2021 / Культура

Одесский художественный музей передан государству

Одесский национальный художественный музей передан из областной коммунальной собственности в государственную. Решение принято на сегодняшнем пленарном заседании IX сессии облсовета.
17.12.2021 / Культура

Одесской филармонии присвоено имя великого скрипача-одессита

Одесской областной филармонии присвоено имя великого скрипача-одессита Давида Ойстраха. Соответствующее решение было принято на сегодняшнем пленарном заседании IX сессии облсовета.
02.12.2021 / Культура

"Изумрудный город" в Одесской опере: премьера обновленной версии

В субботу, 4 декабря, в Одесском национальном академическом театре оперы и балета состоится премьера обновленной версии оперы-сказки для всей семьи "Изумрудный город".
01.12.2021 / Культура

Объявлены даты проведения XIII Одесского международного кинофестиваля

XIII Одесский международный кинофестиваль состоится с 23 по 30 июля 2022 года. Об этом сообщили организаторы на официальном сайте ОМКФ.
23.11.2021 / Культура

Одесский музей современного искусства переезжает. На его месте будет консульство Турции

Музей современного искусства Одессы останавливает свою работу в здании по адресу ул. Леонтовича, 5 и переезжает на территорию бывшего Завода шампанских вин на Французском бульваре, 36.
10.11.2021 / Культура

Из сказочного сада – в знойную Испанию: премьера "Жар-птицы" и "Болеро" в Одесской опере

Репертуар Одесского национального театра оперы и балета пополнился еще одним великолепным спектаклем – двумя одноактными балетами "Жар-птица" на музыку Игоря Стравинского и "Болеро" Мориса Равеля.
05.11.2021 / Культура

В Одессе обсудят вопрос присвоения Художественному музею имени Александра Ройтбурда

Вопрос о присвоении Одесскому национальному художественному музею имени его руководителя Александра Ройтбурда стал предметом общественного обсуждения.
29.10.2021 / Культура

"Короткие ночи, долгие дни": в Одессе презентовали будущий фильм

Режиссер Семен Горов и сценарист Валерий Пузик завершают работу над черновым вариантом сценария приключенческого фэнтези-мюзикла под рабочим названием "Короткие ночи, долгие дни".
25.10.2021 / Культура

В Одесском украинском театре представили "Золотого теленка"

В Одесском академическом украинском музыкально-драматическом театре им. В. Василько поставили "Золотого теленка" по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова, передает корреспондент агентства "Вікна-Одеса".
18.10.2021 / Культура

В Одессе проходит выставка работ Александра Ройтбурда

В Одесском национальном художественном музее открылась выставка "Рой. К шестидесятилетию Александра Ройтбурда", передает корреспондент информационного агентства "Вікна-Одеса".
14.10.2021 / Культура

Одесский художественный музей стал национальным

Одесский художественный музей получил статус национального. Соответствующий указ, подписанный Владимиром Зеленским, опубликован сегодня на официальном сайте президента Украины.
13.10.2021 / Культура

"Со мной станцует танго венский стул": в Одесской музкомедии – премьера мюзикла "12 стульев"

В Одесском академическом театре музыкальной комедии им. М. Водяного представили премьеру "мистического трагифарса" – мюзикла "12 стульев", передает корреспондент информационного агентства "Вікна-Одеса".
08.10.2021 / Культура

В Одессе представят творческий проект к 60-летию Александра Ройтбурда

14 октября исполняется 60 лет с дня рождения Александра Ройтбурда – одного из известнейших украинских художников, директора Одесского художественного музея.
05.10.2021 / Культура

Одесская Музкомедия покажет "мистический трагифарс" "12 стульев"

10, 11 и 23 октября в Одесском академическом театре музыкальной комедии им. М. Водяного состоится первая премьера юбилейного 75-го сезона. Ею станет спектакль по роману И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев".
21.09.2021 / Культура

Завтра откроется VII Международный одесский литературный фестиваль

С 22 по 26 сентября пройдет VII Международный одесский литературный фестиваль. Он организован в сотрудничестве с Одесским академическим музыкально-драматическим украинским театром имени Василько.
15.09.2021 / Культура

Назначена исполняющая обязанности директора Одесского художественного музея

Временно исполняющей обязанности директора Одесского художественного музея назначена Александра Ковальчук, ранее работавшая заместителем руководителя учреждения.
15.09.2021 / Культура

Нацбанк согласился передать часть здания Одесскому художественному музею

Национальный банк Украины согласился передать во временное пользование Одесскому художественному музею помещения на улице Ришельевской, где ранее размещалось представительство НБУ.

Все новости: