Это полезно:





30.12.2019 / Культура

Дом, в котором не плачут. В Одесском ТЮЗе состоялась премьера спектакля 16+

Одесский театр юного зрителя им. Ю. Олеши представил публике премьеру спектакля по пьесе харьковского драматурга Олега Михайлова "Клятвенные девы".

"Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик", – пели в русских деревнях во время Второй мировой войны женщины. В деревнях, где не осталось мужчин, они впахивали "за себя и за того парня", тянули на своих плечах весь нелегкий крестьянский быт. И, все же, в социальном плане они оставались женщинами. В Албании все проще. Незамужняя женщина может остричь волосы, надеть мужскую одежду, принести клятву целомудрия и безбрачия, – и по закону она становится мужчиной. Теперь она не выполняет женскую работу, занимается тяжелым физическим трудом, зовется мужским именем, имеет право пить ракию, курить, носить часы, представлять интересы семьи в совете общины и наследовать за умершими родственниками. Таких женщин называют клятвенными девами или девственницами – бурнеша. Бурнешами становятся, если из-за болезни или кровной мести в семье не остается мужчин. А еще в клятвенные девы идут девушки, чтобы избежать навязанного брака. К концу жизни бурнеши практически утрачивают внешние женские черты, становясь неотличимыми от мужчин. Сегодня в Албании таких девушек-мужчин от трех до пяти тысяч. Институт бурнеш в Албании (кстати, это не единственная страна, где он действует) регламентируется "Кануном" – балканским "Домостроем", принятым в XV веке князем Лека Дукагьини. Это свод законов, в частности, разрешает кровную месть, а также, согласно ему, женщина не может наследовать ни родителям, ни мужу, она должна подчиняться мужчине – отцу, супругу или старшему брату. А жизнь ее стоит не больше жизни собаки. Об одной такой семье, во главе которой стоит бурнеша, – Ракипи – и рассказывает спектакль по пьесе харьковского драматурга Олега Михайлова "Клятвенные девы", поставленный в Одесском ТЮЗе. Возрастная категория спектакля определена как 16+. Ранее театр уже обращался к этой пьесе. Два года назад в проекте "Открытые читки" ее ставила режиссер Наталья Прокопенко. Тогда пьеса настолько понравилась актрисам и зрителям, что решено было перенести постановку на сцену. Нужно отметить, что это стало первой постановкой "Клятвенных дев" в Украине. А сотрудники кафедры славистики одного из университетов Албании выразили желание перевести "Клятвенных дев", поскольку в стране нет культурного осмысления этого феномена. "Передо мной стояла задача написать пьесу, чтобы занять практически всю женскую часть труппы. В поисках сюжета я наткнулся на фотографию этих самых бурнеш, и меня поразило перевоплощение женщин, которые принимают на себя мужские обязанности. Эта метаморфоза мне показалась очень театральной. Хотя мне говорили, что, когда мужчины играют женщин – это смешно. Когда женщины играют мужчин – это глуповато. Я отвечал: жизнь покажет. И жизнь показала, что это востребовано", – рассказал драматург. Вообще, по словам Олега, современные коллизии "муж пьет, жена вкалывает на трех работах" его мало интересуют. Ему интереснее писать на исторические темы или о выдуманных им самим мирах. В то же время, не стоит рассматривать пьесу как этнографическую зарисовку, это было бы слишком узко. "Для меня было важно рассказать историю конкретной семьи. Сопереживание персонажам начинается со включения зрителей в историю. Если она чем-то близка, цепляет – не важно, где происходит действие: в Албании, Иране или среди африканских племен. Тем более, что ситуация, рассказанная в пьесе – не только албанская. Отголоски ее мы видим в Украине, России, во всех местах, где женщины пытаются заявить о своих правах, но мужчины не всегда хотят их слышать", – говорит Олег. Итак, действие происходит в Тиране. Но не в туристической, "открыточной" Тиране, и даже не в узких улочках потрясающих нищетой жилых кварталов столицы Албании, а в выдуманном драматургом городе, предупреждает О. Михайлов в прологе. Город этот производит фантасмагорическое впечатление. С одной стороны – мобильные телефоны, компьютеры, сигнализация, выведенная на пульт полиции, современное инвалидное кресло. С другой – жизнь по средневековым устоям, женщина моет ноги старшему брату, а тот бьет ее палкой по спине, девушку выдают замуж по доверенности и закрывают в доме мужа… Здесь живет семья Ракипи, во главе которой стоит дядя Кеки (Надежда Марченко). А еще в ней есть истеричная младшая сестра Теута (директор – художественный руководитель театра, заслуженная артистка Украины Оксана Бурлай-Питерова), вдова его брата молчаливая Эдона (Виктория Алексеева) с сыном Сали. Но его мы не увидим: юноша родился психически больным, его не выпускают на улицу, а соседям говорят, что он не выходит, боясь вендетты. Хотя последнего кровника этой семьи убили 10 лет назад. И 25-летняя красавица Лири (Ирина Шинкаренко), дочь Теуты, парализованная после того, как ее ранили в спину. В эту семью приходит 18-летняя Розафа (Иванна Ницак), отданная за Сали замуж по доверенности дядей, ставшим ее опекуном после смерти отца. Страшный, мрачный дом. "В этом доме не плачут. Здесь только ненавидят и проклинают", – говорит о своей семье Лири. Кеки – 65 лет. Он чувствует, что дни его сочтены, и семье срочно нужен наследник. Тот, кто сможет занять место Кеки. Для этого и женят срочно Сали. Семья не боится, что его ребенок будет неполноценным: юноша родился больным то ли от потрясений, которые пережила его мать во время беременности, то ли из-за ошибки акушерки, неправильно применившей щипцы во время родов. Розафу, чтобы она не сопротивлялась в первую брачную ночь, Теута опаивает своим снотворным. Строго говоря, Кеки – не мужчина. Он – бурнеша. Девушку звали Кекилия. Красавица была, глаз не оторвать. А бурнешей решила стать, когда отец сосватал ее за сына своего друга. Результат – друзья превратились в кровников, и вражда эта привела к гибели всей мужской половины обеих семей. Вот и пришлось Кекилии – Кеки встать во главе своего клана. Теута была счастлива один раз в жизни. Когда молодой человек, случайный попутчик в поезде, подарил ей роскошный букет весенних цветов. А ведь она была в то время нескладным сутулым подростком, а рядом – красавица-сестра. Муж бил Теуту, выгонял голой в сад. Сын пал жертвой кровной мести, дочь получила в спину случайную пулю. И за это Теута ненавидит Кеки. Ведь это он послал ее сына убивать последнего кровника. А Лири увязалась за братом-близнецом. Сноха Кеки и Теуты Эдона всегда молчит. Кеки отправил ее мужа воровать оружие для продажи. И велел взять с собой беременную жену, дохаживающую последние дни. Думал, что мужчину с женщиной на сносях не тронут. Но солдаты убили его, а женщину через несколько дней принесли домой всю в крови. Что там произошло – никто не знает, ведь Эдона с тех пор замолчала навсегда. И только – если удается разжиться деньгами – покупает конфеты и раздает их детям на улице. Лири в этой семье на особом положении – из-за своей инвалидности. Ей даже разрешено пользоваться компьютером. Талантливая девушка сама починила старенький ноутбук и ведет бухгалтерию дядиного магазина. Она мечтает вырваться из этого дома, этого мира, уехать далеко и зарабатывать на жизнь, ремонтируя телевизоры и мобильные телефоны. Но самой ей этого не сделать, а Теута не верит, что "где-то есть места, в котором женщина – человек". Розафа – нежный и беззащитный цветок. Профессорская дочка, которой папа покупал ананасы, а когда ей было плохо – наливал горячий чай. Вырванная из привычной жизни, оторванная от друзей, любимого – сотрудника посольства США, она кажется экзотической птичкой, случайно залетевшей в курятник. Есть еще в пьесе Старуха (Ляна Карева). Она – не член семьи, но очень уважаемый в городе человек: ее приглашают шить пеленки и одежду новорожденным. Этому персонажу отведена особая роль. Она дает зрителям подсказки к пониманию происходящего. "Кровь в воду не превратишь. Кровь всегда свое возьмет", – пророчествует старуха, и зритель понимает: добром эта история не кончится. Прольется кровь. Ляна Карева в этой роли великолепна. Молодая женщина без возрастного грима играет так, что с первой секунды веришь в каждый прожитый ее персонажем год. И кровь проливается. Кеки убивает Розафу, пытающуюся выкрасть из его сейфа свои документы, чтобы сбежать. Сейчас приедет полиция, убийцу увезут в тюрьму. Откуда он уже не выйдет. Семья останется без мужчины. А этого допустить нельзя. И Кеки с Теутой в последние минуты умоляют Лири принести клятву и стать бурнешей. Рыдающая девушка приносит себя в жертву семье. Для нее стать клятвенной девой – значит, попрощаться со всеми надеждами и чаяниями. Практически теряющую сознание Лири Теута и Эдона вынимают из инвалидной коляски и сажают на "мужское" место, которое раньше занимал Кеки. Режиссер Наталья Прокопенко вводит в спектакль две кинохроники. Первая, перед началом действия, рассказывает о бурнеши. Вторая – в середине спектакля – о хикикомори. Этим термином в Японии называют людей, отказывающихся покидать родительский дом, изолирующих себя от общества и семьи в отдельной комнате более шести месяцев. Фактически, семья Ракипи – те же хикокомори, сознательно изолировавшие себя от внешнего, современного мира в душной комнате Кануна, отказавшиеся от новых социальных связей. Олег Михайлов рассказал, что в своей пьесе хотел показать, как сложно оставаться человеком в нечеловеческих условиях. Ведь "ненавидеть легче, чем любить". Лири это удается. Она сочувствует Розафе, помогает ей бежать, защищает своих домочадцев перед Кеки. А вот нежная утонченная Розафа оказывается способной на жестокость, подлость и предательство. Наталья Прокопенко также пыталась исследовать, как ломает человека отказ от себя самого, своего естества. Великолепна минималистическая сценография Ольги Смагиной. Ящики, полки с какими-то коробками и бутылками, этажерка с лампадками, приглушенный свет, фольклорный орнамент – все это создает неповторимую атмосферу спектакля. …Когда в зале зажегся свет и актрисы вышли на поклон, стало видно, что у многих зрителей глаза на мокром месте. И тут исполнительницы разрыдались и бросились друг другу в объятия. И тогда уже не выдержали самые стойкие и скептически настроенные зрители… Инна Кац. Фото Олега Владимирского.

По информации: «Вікна-Одеса».
В курсе.



21.02.2022 / Культура

"Ми прагнемо емоційно зігріти дітей": Virtual Film Club пропонує безкоштовне навчання для юних кіноаматорів в Україні

Кіноосвітній проєкт Virtual Film Club, започаткований оргкомітетом Міжнародного дитячого кінофестивалю NEXT та London Film School, пропонує безкоштовне навчання для групи юних шанувальників кіно в Україні.
19.01.2022 / Культура

В Одесском оперном театре рассказали о планах на год

В этом году в Одесском национальном академическом театре оперы и балета планируют обновить некоторые старые спектакли и поставить ряд новых.
19.01.2022 / Культура

Одесская опера приглашает на "Зимний променад"

С 22 января по 18 февраля в Одесском национальном академическом театре оперы и балета пройдет III международный фестиваль "Зимний променад".
17.12.2021 / Культура

Одесский художественный музей передан государству

Одесский национальный художественный музей передан из областной коммунальной собственности в государственную. Решение принято на сегодняшнем пленарном заседании IX сессии облсовета.
17.12.2021 / Культура

Одесской филармонии присвоено имя великого скрипача-одессита

Одесской областной филармонии присвоено имя великого скрипача-одессита Давида Ойстраха. Соответствующее решение было принято на сегодняшнем пленарном заседании IX сессии облсовета.
02.12.2021 / Культура

"Изумрудный город" в Одесской опере: премьера обновленной версии

В субботу, 4 декабря, в Одесском национальном академическом театре оперы и балета состоится премьера обновленной версии оперы-сказки для всей семьи "Изумрудный город".
01.12.2021 / Культура

Объявлены даты проведения XIII Одесского международного кинофестиваля

XIII Одесский международный кинофестиваль состоится с 23 по 30 июля 2022 года. Об этом сообщили организаторы на официальном сайте ОМКФ.
23.11.2021 / Культура

Одесский музей современного искусства переезжает. На его месте будет консульство Турции

Музей современного искусства Одессы останавливает свою работу в здании по адресу ул. Леонтовича, 5 и переезжает на территорию бывшего Завода шампанских вин на Французском бульваре, 36.
10.11.2021 / Культура

Из сказочного сада – в знойную Испанию: премьера "Жар-птицы" и "Болеро" в Одесской опере

Репертуар Одесского национального театра оперы и балета пополнился еще одним великолепным спектаклем – двумя одноактными балетами "Жар-птица" на музыку Игоря Стравинского и "Болеро" Мориса Равеля.
05.11.2021 / Культура

В Одессе обсудят вопрос присвоения Художественному музею имени Александра Ройтбурда

Вопрос о присвоении Одесскому национальному художественному музею имени его руководителя Александра Ройтбурда стал предметом общественного обсуждения.
29.10.2021 / Культура

"Короткие ночи, долгие дни": в Одессе презентовали будущий фильм

Режиссер Семен Горов и сценарист Валерий Пузик завершают работу над черновым вариантом сценария приключенческого фэнтези-мюзикла под рабочим названием "Короткие ночи, долгие дни".
25.10.2021 / Культура

В Одесском украинском театре представили "Золотого теленка"

В Одесском академическом украинском музыкально-драматическом театре им. В. Василько поставили "Золотого теленка" по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова, передает корреспондент агентства "Вікна-Одеса".
18.10.2021 / Культура

В Одессе проходит выставка работ Александра Ройтбурда

В Одесском национальном художественном музее открылась выставка "Рой. К шестидесятилетию Александра Ройтбурда", передает корреспондент информационного агентства "Вікна-Одеса".
14.10.2021 / Культура

Одесский художественный музей стал национальным

Одесский художественный музей получил статус национального. Соответствующий указ, подписанный Владимиром Зеленским, опубликован сегодня на официальном сайте президента Украины.
13.10.2021 / Культура

"Со мной станцует танго венский стул": в Одесской музкомедии – премьера мюзикла "12 стульев"

В Одесском академическом театре музыкальной комедии им. М. Водяного представили премьеру "мистического трагифарса" – мюзикла "12 стульев", передает корреспондент информационного агентства "Вікна-Одеса".
08.10.2021 / Культура

В Одессе представят творческий проект к 60-летию Александра Ройтбурда

14 октября исполняется 60 лет с дня рождения Александра Ройтбурда – одного из известнейших украинских художников, директора Одесского художественного музея.
05.10.2021 / Культура

Одесская Музкомедия покажет "мистический трагифарс" "12 стульев"

10, 11 и 23 октября в Одесском академическом театре музыкальной комедии им. М. Водяного состоится первая премьера юбилейного 75-го сезона. Ею станет спектакль по роману И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев".
21.09.2021 / Культура

Завтра откроется VII Международный одесский литературный фестиваль

С 22 по 26 сентября пройдет VII Международный одесский литературный фестиваль. Он организован в сотрудничестве с Одесским академическим музыкально-драматическим украинским театром имени Василько.
15.09.2021 / Культура

Назначена исполняющая обязанности директора Одесского художественного музея

Временно исполняющей обязанности директора Одесского художественного музея назначена Александра Ковальчук, ранее работавшая заместителем руководителя учреждения.
15.09.2021 / Культура

Нацбанк согласился передать часть здания Одесскому художественному музею

Национальный банк Украины согласился передать во временное пользование Одесскому художественному музею помещения на улице Ришельевской, где ранее размещалось представительство НБУ.

Все новости: