Это полезно:





09.11.2018 / Общество

В ожидании любви: в Одессе куклы играют Бабеля

В Одесском областном академическом театре кукол состоялась премьера спектакля "Бабы Бабеля", созданного командой минчан, ранее поставивших в нашем театре спектакль "Интервью с ведьмами". Режиссером-постановщиком выступил Евгений Корняг, художником-постановщиком – лауреат премии "Золотая маска" Татьяна Нерсисян. Музыку к постановке написал живущий в Бельгии композитор Никита Золотарь. В основе спектакля – три рассказа Исаака Бабеля – "Король", "Отец" и "Иисусов грех". Все эти рассказы объединяет одно: страстное желание женщины урвать кусочек своего, бабьего счастья. "Сюжетная линия спектакля – истории женских персонажей. Главными героинями здесь стали Двойра, Бася и Арина – не самые привлекательные и счастливые, неистово жаждущие любви", – объясняет свою концепцию постановщик. Изуродованная базедовой болезнью сорокалетняя Двойра; Бася – женщина исполинского роста, с громадными боками и щеками кирпичного цвета; беременная на шестом месяце Арина – в центре внимания режиссера. А вот Бени Крика, некоронованного короля Молдаванки в спектакле нет. Его отыгрывают то по очереди, то все вместе актеры, находящиеся на сцене. А в рассказе "Король" за него говорит даже "традиционная, как свиток Торы, крохотная и горбатая" Рейзя. На сцене – разновысокие столы. При необходимости они превращаются то в кровати в борделе Любки Казак, то в могилы на христианском кладбище, возле которого сговаривается с Беней Фроим Грач, то в лестницу, по которой восходит к Иисусу Христу Арина. В глубине сцены – дверь. Вот, пожалуй, и все декорации. Действие начинается, когда зрители еще только рассаживаются по своим местам. На сцене – дым коромыслом. В буквальном смысле. Женщины готовятся к свадьбе сестры Бени Крика Двойры. Одна застилает столы скатертями, другая – протирает стаканы, третья носится со сцены за сцену, приговаривая: "Опять все сгорело!". Каждый раз, когда она открывает дверь, ведущую за сцену, наружу вырываются клубы пара. Еще одна моет пол, периодически вскрикивая: "Ногы!". И тогда одна из товарок тайком, под столом, наливает и подносит ей стаканчик мутного самогона. Но тут одна из актрис кричит: "Король!", на сцену вваливаются "гости" – грязными ботинками по белоснежным скатертям, топчутся, оставляя за собой комья грязи. В руках у актеров-мужчин – палки с надетыми на них туфлями и куклы-головы. Не лица – бандитские рожи. Омерзительно, грязно и уродливо. Очевидно, в представлении режиссера, такой грязной и уродливой была жизнь бандитской Молдаванки в бабелевские времена. На столах – бутылки и стаканы. За столами – пьяный разгул. И над всем этим возвышается кукла в белом платье и фате, с выпученными глазами, сжимающая в единственной руке другую куклу – полузадушенного и дрожащего жениха, с руками и ногами-веревочками. Актеры играют в Бабеля. Это не оговорка. Играют не Бабеля, а именно в Бабеля. Так, как играют дети, приспосабливая к игре подручные предметы и говоря за персонажей неестественными искаженными голосами. Так, коровье стадо несговорчивого Эйхбаума, не пожелавшего платить Королю, изображают деревянные чурки с сучками-рогами. В сцене, где Беня Крик, желая наказать Эйхбаума, режет коров, актеры просто разрубают эти чурки. На сцену весьма натуралистично летят кровавые ошметки и льется красная жидкость, имитирующая кровь. Огромная Двойра не помещается на сцене. Она представлена гигантской головой, занимающей весь дверной проем, и раскинутыми по обе стороны сцены руками и ступнями. Немного фантазии, и можно представить, что голова сделана из тыквы, руки – свернутые одеяла, а ступни – подушки. Пузатый Каплун – кукольная голова, поставленная на подушку… В спектакле используются так называемые срединные куклы, управляемые актерами-кукловодами или снаружи, или изнутри. При этом далеко не все персонажи спектакля представлены куклами. Двойра с женихом, молодой человек от тети Ханы с Костецкой, горбатая Рейзя, Фроим Грач, Эйхбаум… Некоторые куклы-персонажи сделаны частично. Мощная Бася лишена тела. Любка Казак представлена только до пояса – мощная грудь с выпирающими сосками, загребущие длиннющие руки, огромный рот хабалки с Молдаванки. У проститутки Катюши, с которой забавляется в номерах у Любки Беня, – только голова, покрытая редкими светлыми волосами, руки и ноги, периодически показывающиеся из-под простыней. А вот Арина – это сразу две куклы – маленькая, просящая у Иисуса помощи, и ростовая – в сцене, где с героиней забавляются "кухонные мальчишки, купцы и инородцы". Периодически актеры помещаются внутри ростовых кукол. Как в "Отце" горбатые бабки, купающие в тазу и развешивающие сушиться на веревке тряпичных младенцев. Е. Корняг хватается за смачную бабелевскую метафору и раскручивает ее в действии. Так, окончание рассказа "Король" стало отдельной сценой. "Двойра не собиралась спать. Обеими руками она подталкивала оробевшего мужа к дверям их брачной комнаты и смотрела на него плотоядно, как кошка, которая, держа мышь во рту, легонько пробует ее зубами", – пишет Бабель. В спектакле на этих словах от куклы-Двойры отделяется голова, хищно загораются выпученные глаза, делая ее, действительно, похожей на кошачью голову. Она долго играет с трясущимся женихом, а, затем уносит свой трофей в зубах. И снова слово Евгению Корнягу: "Главное в постановке – поиск языка. Всяческого языка: пластического, музыкального, адекватного библейски цветистому языку Бабеля". Эти поиски не всегда дают желаемый результат. Порой действие излишне затянуто, что сбивает выверенный ритм бабелевских рассказов, иногда музыка и говор актеров заглушают авторский текст. Но в последнем рассказе – "Иисусов грех" режиссеру удается приблизиться к библейской эпичности Бабеля, ухватить настроение и идею писателя. Завершается рассказ сценой, где Иисус просит прощение у Арины: "Слезами омыл Иисус Арину в ответ, на колени стал спаситель. – Прости меня, Аринушка, бога грешного, и что я это с тобой исделал... – Нету тебе моего прощения, Иисус Христос, – отвечает ему Арина, – нету". Но в спектакле Арина (актриса Ольга Чабан) – о, всепрощающая бабья душа! – помогает Иисусу (заслуженный артист Украины Стас Михайленко) сойти с креста, усаживает за стол и подает еду. Так и сидят они друг напротив друга – два святых грешника… Инна Кац. Дата съемки: 7.11.2018. Фото: Олег Владимирский.

В Одесском областном академическом театре кукол состоялась премьера спектакля "Бабы Бабеля", созданного командой минчан, ранее поставивших в нашем театре спектакль "Интервью с ведьмами". Режиссером-постановщиком выступил Евгений Корняг, художником-постановщиком – лауреат премии "Золотая маска" Татьяна Нерсисян. Музыку к постановке написал живущий в Бельгии композитор Никита Золотарь. В основе спектакля – три рассказа Исаака Бабеля – "Король", "Отец" и "Иисусов грех". Все эти рассказы объединяет одно: страстное желание женщины урвать кусочек своего, бабьего счастья. "Сюжетная линия спектакля – истории женских персонажей. Главными героинями здесь стали Двойра, Бася и Арина – не самые привлекательные и счастливые, неистово жаждущие любви", – объясняет свою концепцию постановщик. Изуродованная базедовой болезнью сорокалетняя Двойра; Бася – женщина исполинского роста, с громадными боками и щеками кирпичного цвета; беременная на шестом месяце Арина – в центре внимания режиссера. А вот Бени Крика, некоронованного короля Молдаванки в спектакле нет. Его отыгрывают то по очереди, то все вместе актеры, находящиеся на сцене. А в рассказе "Король" за него говорит даже "традиционная, как свиток Торы, крохотная и горбатая" Рейзя. На сцене – разновысокие столы. При необходимости они превращаются то в кровати в борделе Любки Казак, то в могилы на христианском кладбище, возле которого сговаривается с Беней Фроим Грач, то в лестницу, по которой восходит к Иисусу Христу Арина. В глубине сцены – дверь. Вот, пожалуй, и все декорации. Действие начинается, когда зрители еще только рассаживаются по своим местам. На сцене – дым коромыслом. В буквальном смысле. Женщины готовятся к свадьбе сестры Бени Крика Двойры. Одна застилает столы скатертями, другая – протирает стаканы, третья носится со сцены за сцену, приговаривая: "Опять все сгорело!". Каждый раз, когда она открывает дверь, ведущую за сцену, наружу вырываются клубы пара. Еще одна моет пол, периодически вскрикивая: "Ногы!". И тогда одна из товарок тайком, под столом, наливает и подносит ей стаканчик мутного самогона. Но тут одна из актрис кричит: "Король!", на сцену вваливаются "гости" – грязными ботинками по белоснежным скатертям, топчутся, оставляя за собой комья грязи. В руках у актеров-мужчин – палки с надетыми на них туфлями и куклы-головы. Не лица – бандитские рожи. Омерзительно, грязно и уродливо. Очевидно, в представлении режиссера, такой грязной и уродливой была жизнь бандитской Молдаванки в бабелевские времена. На столах – бутылки и стаканы. За столами – пьяный разгул. И над всем этим возвышается кукла в белом платье и фате, с выпученными глазами, сжимающая в единственной руке другую куклу – полузадушенного и дрожащего жениха, с руками и ногами-веревочками. Актеры играют в Бабеля. Это не оговорка. Играют не Бабеля, а именно в Бабеля. Так, как играют дети, приспосабливая к игре подручные предметы и говоря за персонажей неестественными искаженными голосами. Так, коровье стадо несговорчивого Эйхбаума, не пожелавшего платить Королю, изображают деревянные чурки с сучками-рогами. В сцене, где Беня Крик, желая наказать Эйхбаума, режет коров, актеры просто разрубают эти чурки. На сцену весьма натуралистично летят кровавые ошметки и льется красная жидкость, имитирующая кровь. Огромная Двойра не помещается на сцене. Она представлена гигантской головой, занимающей весь дверной проем, и раскинутыми по обе стороны сцены руками и ступнями. Немного фантазии, и можно представить, что голова сделана из тыквы, руки – свернутые одеяла, а ступни – подушки. Пузатый Каплун – кукольная голова, поставленная на подушку… В спектакле используются так называемые срединные куклы, управляемые актерами-кукловодами или снаружи, или изнутри. При этом далеко не все персонажи спектакля представлены куклами. Двойра с женихом, молодой человек от тети Ханы с Костецкой, горбатая Рейзя, Фроим Грач, Эйхбаум… Некоторые куклы-персонажи сделаны частично. Мощная Бася лишена тела. Любка Казак представлена только до пояса – мощная грудь с выпирающими сосками, загребущие длиннющие руки, огромный рот хабалки с Молдаванки. У проститутки Катюши, с которой забавляется в номерах у Любки Беня, – только голова, покрытая редкими светлыми волосами, руки и ноги, периодически показывающиеся из-под простыней. А вот Арина – это сразу две куклы – маленькая, просящая у Иисуса помощи, и ростовая – в сцене, где с героиней забавляются "кухонные мальчишки, купцы и инородцы". Периодически актеры помещаются внутри ростовых кукол. Как в "Отце" горбатые бабки, купающие в тазу и развешивающие сушиться на веревке тряпичных младенцев. Е. Корняг хватается за смачную бабелевскую метафору и раскручивает ее в действии. Так, окончание рассказа "Король" стало отдельной сценой. "Двойра не собиралась спать. Обеими руками она подталкивала оробевшего мужа к дверям их брачной комнаты и смотрела на него плотоядно, как кошка, которая, держа мышь во рту, легонько пробует ее зубами", – пишет Бабель. В спектакле на этих словах от куклы-Двойры отделяется голова, хищно загораются выпученные глаза, делая ее, действительно, похожей на кошачью голову. Она долго играет с трясущимся женихом, а, затем уносит свой трофей в зубах. И снова слово Евгению Корнягу: "Главное в постановке – поиск языка. Всяческого языка: пластического, музыкального, адекватного библейски цветистому языку Бабеля". Эти поиски не всегда дают желаемый результат. Порой действие излишне затянуто, что сбивает выверенный ритм бабелевских рассказов, иногда музыка и говор актеров заглушают авторский текст. Но в последнем рассказе – "Иисусов грех" режиссеру удается приблизиться к библейской эпичности Бабеля, ухватить настроение и идею писателя. Завершается рассказ сценой, где Иисус просит прощение у Арины: "Слезами омыл Иисус Арину в ответ, на колени стал спаситель. – Прости меня, Аринушка, бога грешного, и что я это с тобой исделал... – Нету тебе моего прощения, Иисус Христос, – отвечает ему Арина, – нету". Но в спектакле Арина (актриса Ольга Чабан) – о, всепрощающая бабья душа! – помогает Иисусу (заслуженный артист Украины Стас Михайленко) сойти с креста, усаживает за стол и подает еду. Так и сидят они друг напротив друга – два святых грешника… Инна Кац. Дата съемки: 7.11.2018. Фото: Олег Владимирский.

По информации: «Вікна-Одеса».
В курсе.



16.04.2024 / Общество

Эксперты обсудят мифы об Одессе и их влияние на современность и будущее (общество)

Дискуссия "Одесса. Мифы: прошлое, настоящее, будущее" состоится в нашем городе 18 апреля в рамках проекта Odesa Decolonization.

Полный текст новости и комментарии посетителей
16.04.2024 / Общество

В Одессе Toyota Prius и Land Cruiser не поделили дорогу: двое детей оказались в больнице (фото)

Двое мальчиков девяти и десяти лет пострадали в результате ДТП, которое произошло вечером 15 апреля в центре Одессы.

Полный текст новости, 3 фотографии и комментарии посетителей
16.04.2024 / Общество

Приревновал жену к знакомому: жителя Одесской области задержали по подозрению в убийстве

Жителя Измаила 1992 года рождения задержали за нанесение ножевых ран знакомому, от которых тот скончался.

Полный текст новости и комментарии посетителей
16.04.2024 / Общество

В Одесской области выбрали подрядчика для ремонта школьной крыши за 1,4 млн

1,4 млн грн потратят на ремонт крыши в здании начальной школы Топаловской гимназии в поселке Окны.

Полный текст новости и комментарии посетителей
15.04.2024 / Общество

Об ухудшении на фронте и футбольной «лиге смерти»: непозитивный видеоблогер «Думской» делится своим пессимизмом (видео)

Друг «Думской», наш постоянный комментатор и автор с ником Vatakaratel, который с первых дней большой войны защищает Украину на передовой, записал новый эпизод своего видеоблога с размышлениями о текущих событиях.

Полный текст новости и комментарии посетителей
15.04.2024 / Общество

Весенний белкопад: одесситам рассказали, как помочь выпавшим из гнезда детенышам

В парках и скверах Одессы начался белкопад - весной детеныши белок подрастают и из-за собственной любознательности выпадают из гнезда и не могут самостоятельно в него вернуться.

Полный текст новости и комментарии посетителей
15.04.2024 / Общество

Правительство Италии выделит 45 млн на восстановление поврежденных обстрелами памятников архитектуры в Одессе

Правительство Италии выделит 45 миллионов евро на восстановление одесских памятников архитектуры, поврежденных в результате ракетных атак.

Полный текст новости, 7 фотографий и комментарии посетителей
15.04.2024 / Общество

В Одессе 24 спасателя тушили заброшенное здание на Таможенной площади

Пожар в заброшенном двухэтажном здании на Таможенной площади вспыхнул днем 15 апреля.

Полный текст новости, 9 фотографий и комментарии посетителей
15.04.2024 / Общество

Языковые курсы в библиотеках и кинопоказы под открытым небом: Одесский горсовет наконец решил заняться поддержкой украинского

Целевую программу развития и функционирования украинского языка как государственного во всех сферах общественной жизни Одессы на период 2024-2025 гг. предлагают утвердить на ближайшей сессии депутатам горсовета. 

Полный текст новости и комментарии посетителей
15.04.2024 / Общество

Ударил одессита ножом за отказ купить алкоголь: 18-летнему злоумышленнику грозит до восьми лет (фото, видео)

Юношу, который ударил ножом 34-летнего мужчину, за то, что тот отказался купить ему алкоголь и сделал замечание, задержали одесские правоохранители.

Полный текст новости, 2 фотографии, видеоролик и комментарии посетителей
15.04.2024 / Общество

В Одесской области отремонтируют убежище для детсада за 5,7 млн гривен: ранее тот же подрядчик просил за эти работы меньше

Тендер на капитальный ремонт укрытия для детского сада «Орлятко» в селе Набережное провел Усатовский сельсовет. Это была уже вторая попытка выбрать подрядчика для проведения работ за 5,7 млн гривен. 

Полный текст новости и комментарии посетителей
15.04.2024 / Общество

Требовал откаты у импортеров: в Одесской области задержали начальника одного из таможенных постов

Начальника одного из таможенных постов в Одесской области, который требовал дань с импортеров, разоблачили сотрудники Службы безопасности Украины совместно с коллегами из Государственного бюро расследований.

Полный текст новости и комментарии посетителей
15.04.2024 / Общество

Оккупанты сколотили новую группировку войск: будет действовать на белгородском направлении и угрожать Харькову

Новую группировку войск «Север» сформировало российское командование у северо-восточных границ Украины.  

Полный текст новости и комментарии посетителей
15.04.2024 / Общество

Количество маршруток для людей с инвалидностью в Одессе сократилось за несколько месяцев почти вдвое: причина - передел рынка

Почти в два раза сократилось в Одессе за последние месяцы количество автобусов, оборудованных для перевозки людей с инвалидностью, в частности колясочников. 

Полный текст новости и комментарии посетителей
15.04.2024 / Общество

Одесситам, потерявшим жилье в результате российских ударов, помогут арендовать временное

Адресную помощь на временное проживание (то есть аренду квартир) намерены оказывать одесские власти жителям города, чье жилье пострадало или было уничтожено в результате ракетных и дроновых ударов нацистской россии. 

Полный текст новости и комментарии посетителей
15.04.2024 / Общество

Изящная нагота и загадочные одеяния: одесские художники отметили дни рождения выставками (фото, видео)

Одну за другой открыли свои персональные выставки сотрудники Музея западного и восточного искусства, являющиеся еще и известными художниками. Оба мастера родились в апреле, оба воспевают женскую красоту, но немного с разных позиций. Выставки открылись в смежных залах.

Полный текст новости, 33 фотографии, видеоролик и комментарии посетителей
15.04.2024 / Общество

Из любви к рашизму хотел засветить ПВО под Одессой и Черкассами: правоохранители задержали вражеского информатора

Предателя, который собирал информацию о системах ПВО под Одессой и Черкассами, чтобы передать ее рф, задержали сотрудники Службы безопасности Украины.

Полный текст новости, 2 фотографии и комментарии посетителей

Все новости: